Четверг , 21 ноября 2024
Главная / Психология отношений с детьми / Всех на волю! Кому важнее быть быстрее, сильнее и умнее сверстников — детям или их родителям?

Всех на волю! Кому важнее быть быстрее, сильнее и умнее сверстников — детям или их родителям?

Расписание наших детей забито до отказа: школа, уроки, кружки, репетиторы, соревнования, олимпиады… Иметь свободное время сегодня даже как-то неловко.

Лучшее — детям!

Всего несколько десятилетий назад мы были теми детьми, которые возвращались из школы и, бросив портфель и съев на ходу котлету, бежали гулять во двор. За наше развитие «отвечали» друзья, игры, книги и телевизор с федеральными каналами. Некоторые пару раз в неделю ходили в кружки — вот и все. Сегодня количество секций, кружков и развивающих занятий растет пропорционально родительскому беспокойству: «Даю ли я своему ребенку все доступные возможности? Вот Маша из параллельного класса три раза в неделю ходит на гимнастику, два — на плавание и четыре — на английский, а по выходным занимается верховой ездой и театром!»

Пока таланты, способности и желания детей неочевидны, мы стремимся подтолкнуть их к любым способам проявления себя. А вдруг он будет успешен в шахматах, рисовании или спорте? Попробуем все и сразу, не будем терять времени!

Что заставляет родителей так стремиться к совершенству?

Одни хотят компенсировать свои собственные — упущенные или не предоставленные им — возможности: вы в детстве мечтали о недоступных уроках балета, значит, пусть дочка занимается. Другие стремятся сделать детей неподвластными никакой конкуренции и максимально подготовленными ко взрослой жизни. Третьи мысленно борются с другими родителями за звание «лучшей матери».

Происходит подмена ценностей — качество уступает количеству, вопрос образования превращается в гонку. На самом деле, конечно, нет зависимости между качеством вашего родительства, количеством кружков, которые посещает ребенок, и тем, на сколько успешным он сможет стать, когда вырастет.

Зато загруженный по самую макушку, рано или поздно ребенок начнет сигнализировать о чрезмерной нагрузке — и важно не пропустить эти сигналы.

На симптомы переутомления стоит реагировать еще до того, как они станут хроническими, и вовремя снизить обороты: пересмотреть график, обратить внимание на качество и длительность сна, скорректировать питание и добавить больше прогулок и отдыха. Составляйте расписание занятий, исходя из объективных факторов: темперамента ребенка (не всем подходит постоянное пребывание в коллективе), его реальных интересов (олимпиадная математика — для вас или для него?) и даже возможностей здоровья — астеничным детям часто просто не по силам высокие нагрузки.

Пора отдыхать

Есть повод насторожиться, если вы наблюдаете у ребенка эти признаки:

  • усталость, раздражительность, постоянное плохое настроение
  • жалобы на головную боль или боль в животе, что может быть вызвано стрессом, нехваткой сна, неправильным и нерегулярным питанием (например, перекусами в машине по пути с одного занятие на другое)
  • участившиеся ОРВИ, обострение хронических заболеваний
  • снижение успеваемости, сложности с освоением школьной программы, рассеянность
  • конфликты с друзьями, нежелание участвовать в школьных и внешкольных мероприятиях
  • отдаление от семьи из-за отсутствия совместного досуга.

Как снизить нагрузку?

  • Организуйте такой режим дня и недели, при котором будут чередоваться периоды физической и умственной активности. Например, спорт — два вечера в неделю, между ними — шахматы.
  • Четко планируйте время секции, старайтесь не планировать одну за другой в один день (и не забывайте про школьные домашние задания).
  • Повесьте на видное место расписание детских занятий — так легче будет понять, насколько их много на самом деле — и не стремитесь заполнить свободные дни.
  • Позвольте прогуливать. Иногда полезнее и приятнее пойти погулять в парке в хороший солнечный день, чем отправиться на тренировку — даже оплаченную.
  • Выделите время для семьи. Запланируйте пару дней в неделю, когда вся семья соберется за ужином дома. Семейные прогулки, походы в кино или катание на велосипедах не менее полезны.
  • Расставляйте приоритеты: если в школе напряженный период, требующий полной отдачи, пожертвуйте дополнительными кружками хотя бы на это время.
  • Если у ребенка плотный график, но он нашел очередное интересное для себя занятие, обсудите возможность отказаться от одного из старых интересов, освободив время для новой секции.
  • Помните о пользе свободного времени. Каждый человек имеет право на отдых, праздность и ничегонеделанье. И, поверьте, это не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Куда уходит детство?

Зачем давать детям больше времени и возможностей для игр, чтения и других «неупорядоченных» занятий? Таким образом дети тренируют способность ставить цели и искать возможности их достижения. Более того, ученые обнаружили, что те, кто регулярно занят в различных секциях, менее самостоятельны и целеустремленны, чем те, кто часто общается с друзьями и в целом предоставлен сам себе.

Если раньше дети познавали мир с помощью случайного опыта, общения со сверстниками и добытой собственными силами информации, сейчас детей подталкивают и направляют взрослые, исходя из своих интересов и ощущений, и занятия и секции считаются полезнее общения.

При этом от детей также ждут успехов — желательно, пропорционально вложенным усилиям! Но чем больше мы берем на себя руководство каждой минутой детского существования, тем менее независимыми растут дети. Но детство — это не подготовка к жизни, а отдельный, сам по себе ценный период.

В чем польза свободного времени?

Время играть

Для дошкольников игра — обязательная и очень важная часть жизни. Игры помогают ребенку научиться концентрации, развивают творческие способности, эмоциональный интеллект и нешаблонное мышление. К тому же игра стимулирует умение самостоятельно распоряжаться своим временем и помогает расслабляться умственно и физически.

Время для размышлений

Представьте себе среднестатистического школьника: днем — уроки, вечером — домашние задания, стрессы на контрольных и опросах, общение со сверстниками, соответствие разным требованиям. Все эти «испытания» требуют и довольно больших усилий, и времени на обдумывание. Путь у ребенка будет возможность оценить ситуации, сделать выводы, взвесить свои и чужие слова, а если нужно — спросить у вас совета. Пока он находится в постоянной спешке и беготне от одного занятия к другому, то едва ли успеет поразмыслить и уж тем более завести с вами доверительную беседу.

Время расслабиться

Если у вас был сложный рабочий день, часто, все что вы хотите, это пойти домой, лечь на диван и включить телевизор. Дети — не исключение, им тоже нужен отдых после трудового дня или недели! Позвольте им сделать то же самое и расслабиться тем способом, который ему близок. Час безделья — отличная профилактика стресса и возможность открыть второе дыхание.

Время мечтать

«Опять витаешь в облаках?» — часто может услышать ребенок от взрослых. Конечно, уроки в школе — не лучшее место для мечтаний, но время для этого должно быть обязательно. А где еще, как не дома, в спокойной обстановке? В такие моменты не спешите подсовывать ему новую книгу или проверять домашнее задание. Сейчас его мозг занят очень важной работой: исследует внутренние процессы, перерабатывает информацию, перестраивает нейронные связи. В это время у ребенка развивается интеллект — так что не мешайте!

Время быть счастливым

Исследователи доказали, что большинство людей чувствуют себя более счастливыми в выходные дни — не самая удивительная новость, правда? Вне режима и обязательств люди могут сами планировать свой день, выбирать занятия по душе — и уделять им столько времени, сколько хочется, быть рядом с близкими, отойти от будничных обязанностей и четкого расписания. Повод задуматься!

Источник

Смотрите также

«Я засиживаюсь на работе, чтобы не видеть своих детей»

Обычно на это жалуются мужчины, но в этот раз молодая мать рассказала, почему не хочет …

Добавить комментарий