Все могут рассказать о событиях, которые видели в фильме или наяву. Почему же детям сложно пересказывать прочитанное или написать изложение по услышанному тексту? Причины бывают разные (медицинские мы здесь рассматривать не будем). Большинство людей могут пересказать увиденное. Прочитанный или услышанный текст нужно представить фильмом (мультфильмом). Как учить ребёнка пересказывать?
Если ребёнок все умственные силы тратит на узнавание букв и их сочетаний, то «увидеть» прочитанное он не сможет. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Сначала текст должны прочитать вслух Вы, а дитя пусть слушает и представляет «фильм». И только после этого давайте ребёнку читать самостоятельно тот же текст.
Обычно дальше советуют «разбить текст на части». Младшие школьники с этим плохо справляются. «Мы пойдём другим путём! «. Будем рисовать мультик!
* делаем заготовки: чертим квадратики-кадры или сгибаем лист бумаги
* рисунки выполняем схематично
* 1 кадр 1действие или событие
Тут нужно учитывать и навыки ребёнка, и размер текста. Для малых сказок или рассказов рисуем в 1 кадре 1 действие. Часто это соответствует одному предложению. Для крупных текстов в 1 кадр рисуем события, выбирая ключевое действие. Рисуется всё это по ходу второго прочтения. Когда все кадры готовы, текст читается третий раз с заглядыванием в «мультик». И, наконец, рассказывание «мультика». Позже к каждому кадру с событием придумать название или вопрос и … план готов.
Подобным образом следует работать над письменным изложением. Но тут добавляется словарная работа.