Ребенка не заставить прочесть ни страницы, он еле складывает буквы в слова и ненавидит уроки родной речи? Не торопитесь винить его в лени. Часто проблема не в гаджетах и нежелании учиться, а в таком нарушении, как дислексия, отмечает дефектолог, нейропсихолог Надежда Анисимова.
Не думайте, что дисклексия — признак низкого интеллекта. Ею страдали много успешных людей, даже гениев. Считается, что дислексиками были Леонардо Да Винчи, Петр I, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней. А еще говорят, что 40% миллионеров не в ладах с чтением и письмом (хотя наверняка очень неплохо считают).
Глядит в книгу, а видит фигу
Уметь хорошо читать — ключевой навык, важный не только для успеха на уроках литературы, но и для всего обучения в целом. Ну как решить задачу, если не можешь нормально прочесть и понять ее условие? Увы, у 60% первоклашек сегодня есть трудности с чтением, которые у одних со временем проходят, но у 10% — перерастают в стойкие нарушения.
Если к середине второго класса ребенок все еще читает медленно или даже по слогам, пытается угадывать слова, путает местами буквы и слоги или постоянно теряет строчку, скорее всего, у него дислексия. Тем не менее торопиться ставить на ребенка клеймо «дислексика» не стоит. Такой диагноз дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше 10-11 лет. Однако это совершенно не значит, что ребенка, которому трудно читать и писать, надо до 11 лет оставить в покое. Наоборот, нельзя терять время даром. Чем раньше начать устранять проблему, тем больших успехов удастся добиться. Запущенную дислексию чаще всего не исправить.
Главное — понимание
Правильное чтение должно отвечать четырем условиям: быть грамотным, осознанным, беглым и выразительным. Соответственно, проблемы у школьника могут возникать на двух уровнях: техническом и смысловом. В первом случае дефектологи должны разобраться, какие именно сложности возникли в процессе складывания букв в слоги, а тех — в слова. Это могут быть, например, трудности в усвоении зрительного или звукового образа буквы (дети часто путают Ш и Щ, Л и М, Г и Т, которые пишутся похоже) или прочие моменты. Специалисты с помощью особых тестов выявляют проблемы слухового, зрительного и зрительно-пространственного восприятия.
Но бывает и так, что ребенок может вполне прилично читать, но не понимает прочитанного (испытывает трудности с ответами на вопросы по тексту, пересказом). Причинами этого могут быть проблемы с памятью и вниманием, а также нарушение речевого развития. Если родители сызмальства уделяли детям мало внимания, просто включали телевизор и давали в руки телефон или планшет, то речь вряд ли будет хорошо развита. Впрочем, иногда причина трудностей с чтением — не педагогическая запущенность ребенка, а, наоборот, чрезмерная тяга родителей к раннему развитию. Обучение чтению, когда у малыша еще не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к дислексии. Научиться читать к 5 годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. Еще великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».
Используя различные речевые игры, наглядные пособия, приспособления, врачи (логопеды, психоневрологи, дефектологи) смогут устранить те или иные дефекты в произношении или восприятии звуков и букв, потренируют память и концентрацию внимания, поработают над мотивацией.
Как избежать дислексии
1. Больше разговаривать с малышом начиная с первых недель жизни, читать ему книги, петь песни. Позднее как можно больше обсуждать разные темы. Задавать ему вопросы, просить пересказать мультик, сказку, рассказать о чем-то, объяснить.
2. Развивать зрительно-пространственное восприятие: сначала — собирать пирамидки, строить из кубиков, а позже — срисовывать предметы.
3. Развивать мелкую моторику: лепить из пластилина, собирать пазлы, конструктор, вырезать из бумаги, мастерить поделки, аппликации, делать оригами.
4. Тренировать внимание и память. Игр на развитие памяти очень много. Кстати, многие из них компьютерные. Но можно подобные смастерить и самим и играть вдвоем с ребенком. Например, вот одна. Вырежьте 5-10 пар картинок, перемешайте и разложите. Дайте ребенку посмотреть на них и запомнить их расположение, затем переверните. Задача ребенка — открывать попарно одинаковые картинки. При ошибке ход переходит к другому игроку.
Важно!
Занятия с ребенком должны стать системным, ежедневным делом. Но важно не перегружать детей, иначе толку не будет. С дошкольником заниматься можно 5-10 минут, с младшим школьником — не больше 15-20 минут, и только, когда и у вас, и у него хорошее настроение.
Учимся играючи
Проблема: ребенок не запоминает буквы
Решение. Начать можно с обведения и срисовывания целых букв и дорисовывания частично написанных. Можно это делать на бумаге, асфальте, земле и песке. Буквы можно лепить из пластилина, теста, составлять из шишек и камешков. Рисуйте их пальцем на спине ребенка (пока тот загорает на пляже или лежит в кровати) — пусть угадывает, что написала мама. Также полезно мелом на асфальте крупно написать «проблемную» букву и попросить ребенка пройти по ней ногами. Такой маршрут отложится в голове, и узнавание будет происходить лучше.
Хорошо помогают игры в лото. На картинках могут быть животные, растения или предметы (или их силуэты). С обратной стороны надо подписать, что изображено. Когда образ букв уже будет более-менее сформирован, можно перейти к более сложной игре «Найди букву»: ребенка просят указать пальцем или подчеркнуть нужную букву в конкретном слове или отдельной строчке, столбце.
Проблема: ребенок плохо воспринимает буквы на слух.
Решение. Игра «Найди звук»: перед ребенком надо разложить картинки и попросить разделить их на две группы. В одной должны оказаться изображения предметов, в названии которых есть нужный звук, в другой — тех, где данного звука в названии нет. Другой вариант игры — попросить ребенка хлопнуть, поднять руку или топнуть, когда он услышит нужный звук в слове. Самый сложный вариант: ребенок бросает мяч о стену, а взрослый называет слово. Если ребенок слышит в данном слове заданный звук, он ловит мячик правой рукой, если нет — левой.
Проблема: сложно складывать буквы в слоги и различать слоги и слова.
Решение. Упражнение «Закончи слог так, чтобы получилось слово». Ребенку дают 1 карточку со слогом и 2 карточки с буквами и просят читать слоги, растягивая их, а в конце присоединяя буквы по очереди таким образом, чтобы получилось слово. Например, ТО — (Т, М). Получится либо «тот», либо «том». МА — (х, ма) — выйдет «мах» или «мама».
Еще одно упражнение — «Найди звук»: ребенок читает слоги в заданной последовательности (по строчкам или столбикам). Особенность в том, что в слогах совпадают либо первые, либо последние буквы (МА-МИ-МУ, ТУ-ВУ-ДУ). Со временем слоги из таблиц запоминаются ребенком и не вызывают трудностей, если встречаются в тексте. Упражнение можно усложнить: топать/хлопать при прочтении какого-либо звука.
Для автоматизации чтения слогов надо регулярно читать слоговые таблицы. Например, слоги можно составить по кругу и просить ребенка их произносить, постепенно все сильнее ускоряя темп чтения. Держать ритм помогут хлопки в ладони.
Проблема: трудности чтения целыми словами.
Решение. Игра «Найди слово в ряду букв». Например, иьиорлорлкошкаоллдодл. Надо среди белиберды найти слово «кошка». Также полезно читать слова, отличающиеся друг от друга 1-2 согласными (трава-дрова-права, корова-боров-город).
По материалам: aif.ru